Ходячее н. (nestor_asa) wrote,
Ходячее н.
nestor_asa

К вопросу об обратной пропорциональности ума и счастья

Можно встретить мнение, что от ума много горя, как однажды сказал классик. Иногда из этого делается неожиданный вывод, что глупые люди более счастливы по сравнению с более умными, а отсюда идет еще более интересный вывод, что для обретения счастья нужно поглупеть и это автоматически прибавит радости в жизни.

Однако этот внешне логичный вывод ошибочен по многим причинам, рассмотрению которых посвящен данный пост.

Во-первых, не оспаривая крылатых выражений "Горе от ума!" и "во многих знаниях многие печали", отметим, что контекстом обоих высказываний является не ум как таковой, а неумение распорядиться им. Чацкий был умен, но недостаточно умен, чтобы вести себя адекватно обществу (зачем он разговаривает с дураками и добивается любви дуры?), и для достижения своих целей ему нужно было прибегнуть к иным методам, поэтому я склонен предположить, что у противников Чацкого, объявивших его безумным, на самом деле больше ума, чем могло показаться.

Высказывание о многих печалях от многих знаний тоже заслуживает более пристального внимания. Если речь идет о случае пассивного потребления информации, то перед нами пример неумения фильтровать входящую горестную информацию. Зачем мне знать про землетрясение в Южной Америке и 125 погибших в нем, если я ничего не могу сделать для облегчения страданий оставшихся в живых? На всех сочувствия напастись невозможно, гораздо более реально помочь действительно ближним - сдать кровь в ближайшем пункте приема крови; помочь деньгами больному ребенку знакомых друга; и просто не оставаться равнодушным, когда ты реально что-то можешь сделать. И тогда счастье от знания чужого горя будет заключаться в том, что ты был счастлив помочь тем, чем мог. Лично я для себя в подобных случаях руководствуюсь мудрым правилом десятины, ведущим свое происхождение еще от законов Моисеевых. Отделение десятой части доходов от своих богатств не является обременительным, но способно реально помочь нуждающимся и не способно принести несчастья. И из малого слагается великое.

Возвращаясь к фразе о многих печалях от большого ума, рассмотрим другой аспект - когда несчастье приносит не созерцание ненужной информации, а активная работа ума. Например, создание атомных бомб. Обратим внимание на то, что большинство изобретений не бывает исключительно полезными или вредными, все зависит от способа его применения. Одна и та же конструкция, но исполненная в разных масштабах, может либо отрезать кончик сигареты, либо обезглавить человека. Даже такое зло, как атомную бомбу, один из ее изобретателей, великий академик Сахаров, по-настоящему мудрый человек, смог использовать для того, чтобы показать нам, насколько же хрупок мир и как нам нужно его беречь, и без атомной бомбы у нас не было бы такого понимания, и несчастье знания бомбы человечество сумело обернуть в мудрость обладания невыразимым знанием о мире. Конечно, подобный довод можно попытаться опровергнуть, приведя в пример небольшую юмореску Гарри Гаррисона "Абсолютное оружие" (не путать с одноименной юмореской Роберта Шекли), где пещерный человек, потрясая своим изобретением - луком - провозглашал конец войн между племенами, потому что люди бы испугались возможности тотального истребления самих себя, поражая друг друга стрелами издали. Однако опять же возразим с точки зрения обыденного счастья, что в мире часто случаются нехорошие вещи, и поелику у нас есть вполне достаточные основания надеяться, что если, мягко выражаясь, атомные бомбы не будут применены в достаточном количестве, то опасаться нечего. А на то, что они не будут применены, позволяет надеяться общая накопленная мудрость и политическая ситуация в мире, даже несмотря на все старания отдельных фанатичных группировок. В качестве примера позитивного геополитического чуда можно назвать отмену виз между Израилем и Россией (соглашение подписано 20.03.2008 и должно вступить в силу во второй половине года), что кажется совершенно невероятным в контексте Холодной войны и отношений того времени между СССР и Израилем как представителем "агрессивного империалистического блока".

Еще одно значение фразы о многих печалях от большого ума заключается в том, что более умный человек способен охватить больше факторов, орудовать большим количеством информации, предвидеть больше последствий своих действий, и тем самым, увидеть больше негативных сторон, чем глупец, который не видит этого всего. Однако, верно же и то, что умный видит больше позитивного, чем глупец, поэтому вопрос стоит скорее в области соотношения позитива и негатива, чем в противопоставлении умного глупому.

Ну и наконец, знания - это еще не ум, а только эрудиция.

Таким образом, рассмотрев оба классических высказывания о связи горя и печали с умом и знаниями, обнаруживаем, что эта связь существует лишь для тех, кто не умеет распорядиться своими знаниями, умом, что таки вполне означает недостаток ума и мудрости. Приверженец этих пессимистических высказываний вряд ли обладает мудростью, чтобы правильно использовать ум так, чтобы он не принес горя. Ум всего лишь инструмент, и неправильное пользование им, как и любым другим инструментом, например, ножом или пилой, способно причинить вред. Аналогия с ножом тем более уместная, что чем острее ум, тем больше бед он способен причинить его владельцу или окружающим при несоблюдении мер безопасности. И если аккуратному обращению с ножом приручают с детства, то аккуратному обращению с умом, к сожалению, в современной культуре на массовом уровне не обучают.

И чтобы окончательно закрыть тему классических фраз, процитируем Козьму Пруткова: "Хочешь быть счастливым - будь им!".

* * * * *

При дальнейшем рассмотрении вопроса все более приходим к результату, что счастье и ум разные вещи, существующие независимо друг от друга.

Существует шутливая фраза, что формула счастья уже существует - и далее приводится формула какого-либо наркотика. В самом деле, счастье зачастую всего лишь химический феномен - правильный баланс нужных гормонов типа серотонина и окситоцина, а также иных гормонов, влияющих на психофизическое состояние, типа адреналина, норадреналина и дофамина. Некоторые депрессии связаны с отсутствием солнечного света, необходимого для выработки серотонина. Еще одним примером физиологического описания счастья можно привести классические опыты с центром удовольствия мозга или различные наркотики, так как их действие заключается в нарушении естественного баланса химических веществ в организме или нервной системе. Из подобных наркотиков особо отметим LSD, который сам по себе не изменяет химические процессы в организме (и поэтому физиологически не аддиктивен), а воздействует исключительно на мозг; но примечателен он среди остальных психотропов не отсутствием действия на химию организма, а тем, что для воздействия на мозг достаточно микроскопически малой дозы, измеряемой в микрограммах (миллионных долях грамма), в то время как доза остальных психотропов измеряется миллиграммами (тысячными долями). Эти микрограммы - фантастически малое количество вещества, пороговая доза, при которой уже ощущается действие препарата - всего десятки тысяч молекул LSD, и они уже способны поменять работу мозга, в котором насчитываются миллиарды нервных клеток. На одну молекулу LSD приходится до миллиона нейронов(!) мозга. Аддикция к LSD - феномен психики, а не физиологии, и в некоторых случаях поддается сознательному контролю, в отличие от других веществ, болезненным образом нарушающих обмен веществ.

По некоторым причинам, обсуждение которых выходит за рамки данного поста, объявим напрашивающийся химический путь обретения счастья порочным, и более не станем возвращаться к нему.

Ум не описывается объяснением с точки зрения физиологии или иной материалистической базы и является значительно более тонкой материей, до сих пор не препарированной досконально за неимением инструментов и нашей неспособностью изобрести их. Пожалуй, будет уместной отсылка на известную теорему Геделя о неполноте, одним из следствием которой является, что никакая сущность не способна познать до конца саму себя, так же и мы не способны познать весь ум целиком, орудуя только умом же.

Попробуем же теперь исследовать глупость с точки зрения счастья.

Не будем касаться патологий типа имбецилов и олигофренов, подобные патологии не удовлетворяют условиям исходно поставленной задачи (поглупеть для обретения счастья), да и само их счастье сомнительное, потому как достоверно нельзя сказать об их мыслительных процессах и качестве их самосознания.

Поднимемся на ступеньку выше и перейдем к даунам. Да, про них достоверно известно, что они в большинстве своем счастливы, но опять же ценой невозможности жизни в обычном обществе, что опять не соответствует задаче.

Раз глупец должен быть социально адаптирован, и поэтому не обладает ярко выраженной умственной отсталостью - хоть какой-то минимальный уровень ума все же присутствует.

Тогда для примера рассмотрим собирательный образ гламурной и тупой блондинки, и уже на этом уровне обнаруживаем, что глупость и счастье тоже разные вещи. Одна такая мадемуазель может быть счастлива в качестве согревательницы постели богатого мужа, другая может быть несчастна, потому что, кроме мужа ей надо еще миллион вещей, третья будет счастлива, потому что ей ничего не надо, а четвертая несчастлива, потому что понимает, что ей не хватает ума добиться того, что ей надо.

Конечно, понятие счастья в этом примере упрощается до обладания желаемым, но аналогично можно рассмотреть другие сочетания ума или глупости с счастьем или несчастьем и все равно обнаружим, что счастье больше зависит от мировосприятия человека или химического баланса веществ в его организме (и в силу особенностей функционирования нервной системы это связанные вещи), чем от наличия ума и его остроты.

Посему мудрым будет тот человек, который сможет распорядиться отпущенным ему умом для достижения счастья. Это возможно при почти любом исходном раскладе.

Да здравствуют умные и счастливые личности! Одно другому не мешает, а совмещение ума и счастья - большая радость.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments