Борн ([info]nestor_asa) wrote,
@ 2006-08-02 21:06:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Челябинск, летопись, поездки

Челябинские эпизоды
В 18 веке российскими промышленниками велась активная разведка и освоение минеральных и рудных ресурсов Урала, и вопрос обороны этих гор приобрел государственное значение. Как несложно выяснить в интернет-эницклопедиях, Челябинск был основан в 1736 году как оборонительная крепость на югу Урала, на перекрестке торговых путей, ведших на Восток. Само слово Челяб, насколько я помню, является тюркским именем.

Сейчас Челябинск - миллионный город (1078 тыс. населения по итогам переписи 2002 г.) с развитой тяжелой промышленностью. Сами названия районов говорят за себя: Металлургический, Тракторозаводский. Еще практически в каждом городе есть Ленинский, Советский и Центральный районы. А Калининский и Курчатовский районы неофициально объединяют в Северо-Запад, самый густонаселенный и современный район, почти весь застроенный десятиэтажными домами. По моим прикидкам - на Северо-Западе, растянувшемся на 5-6 километров по долготе и 2.5 километра по широте, живет, наверно, 300 тысяч человек. Сам город растянулся больше чем на 20 километров с севера на юг, но это лишь благодаря отдельно стоящему металлургическому району. Без него город был бы несколько компактнее и укладывался б в 15 километров по обоим измерениям.

Самый популярный транспорт в Челябинске - маршрутное такси, расцветший в изобилии, как я понял, год-два-три назад. Желтые тринадцатиместные газельки снуют почти везде. Коммерческие маршруты охватывают большую часть городских остановок, игнорируются только конечные ответвления в малонаселенные места. От поездок по Северо-Западу у меня осталось ощущение, что на каждую единицу городского муниципального транспорта приходится по 4-5 желтых сигар. Популярность маршруток настолько велика, что в "Итогах74" (от 22 июля) один фельетонист сравнил "нынешний психоз по самому быстрому челябинскому городскому транспорту" с многочасовыми очередями в первый в Москве Макдональдс. В самом деле, какая разница, где тесниться и толпиться, в автобусе или газельке? Зато модно, зато круто, зато современно... Как в свое время было модно, круто и современно отстоять несколько дней (да-да!!!) в очереди в первый Макдональдс, чтобы БЫСТРО ПОЕСТЬ!!

Тем не менее, поскольку я передвигался в основном не в часы пик, то мои поездки в маршрутках были весьма комфортны, и вернувшись счас в свой маленький городок (по размерам ненамного больше металлургического района Челябинска), и потом выйдя на автобусную остановку, я обнаружил, что подавляю в себе неуместное здесь желание выйти на обочину, высматривать нужный мне автобус и тормознуть его.

Еще один новоприобретенный условный рефлекс мне пришлось подавлять прямо по дороге домой. Проезжая по Ижевску, я понял, что автоматически перевожу шестизначные номера ижевских телефонов в семизначные по челябинским правилам. Например, если на рекламе написано 42-хх-хх, то я в уме приставляю семерку и получается 742-хх-хх. Но 63-хх-хх превращается в 263-хх-хх.

Несмотря на всю крупность города, ритм жизни в Челябинске не столь напряженен, как в Москве или Питере. Люди не ходят не столь быстро, и очень популярны парки отдыха Гагарина, Пушкина. Стоит еще упомянуть Алое Поле и сквер за Киномаксом с его новым знаменитым памятником влюбленным, ритуал посещения которого уже закрепился в местных свадебных традициях.

Кстати, о прессе. Бесплатной прессы в этом городе выше крыши. Мало того, что "Метро", "Соседи", печатаемые несколькостотысячными тиражами, распихивают по всем почтовым ящикам, эти газеты еще и раздают прямо на центральных улицах. Если вы живете возле гипермаркета "Теорема", то вы наверняка узнали, что самая главная проблема челябинцев, живущих на Северо-Западе - найти лучшую фирму по установке окон из немецкого пластика и сделать ей заказ. Иначе чем объясняется издание бесплатного восьмистраничного крупноформатного полноцветного еженедельника, отпечатанного на плотной бумаге, посвященному исключительно установке окон!!!

Странное ощущение меня посетило после чтения пары номеров "Вечернего Челябинска". Как горделиво написано шрифтом поменьше прямо над названием, "ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА". Шрифтом еще меньше под датой выпуска приписано "год издания тридцать восьмой". Кстати, столько же выходит знаменитая телепередача "Время". Впрочем, для духа 60-х годов вполне естественно дать новой газете достаточно романтичное название ("Вечерний..."), несмотря на то, что подобное название слишком уж откровенно ставит газету в положение младшего брата столичной "Вечерней Москвы", издающейся аж с 1923 года.

Брат и в самом деле младший. Если сестра старшая сейчас издается тиражом в 300 тысяч экземпляров, то "ВЧ" печатают всего 7-8 тысяч штук. Для сравнения, региональные челябинские выпуски "Комсомольской правды" и "Аргументов и фактов" выходят по 20-50-70 тысяч. Как я полагаю, причина в том, что газета балансирует между необходимостью выражать никому не интересную официальную позицию городского правительства и опасностью потерять весь тираж. Восемь черно-белых страниц бодреньких репортажей и оплаченных заказных материалов стоят целых пять рублей. Судя по всему, местным жителям за те же самые пять рублей гораздо интереснее купить полноцветный региональный выпуск "Комсомольской правды" и заодно с обычными развлекательными материалами получить всю информацию о местных событиях, так что киоски "Вечерний Челябинск", в изобилии расставленные по всему городу, ничем не отличаются от таких же киосков Роспечати и являются единственным зримым напоминанием о существовании этого газетного листка.

Выше я уже отмечал, что ритм жизни в Челябинске неспешный. Но на самом деле в городе идет сильная борьба в политических и финансовых кругах. Особенно меня впечатлила газетная полемика о кредитах между двумя крупными банками, начала которой я не застал, но судя по всему, идет уже довольно долго. В одной газете банк X заявляет, что экспресс-кредиты надо выдавать с умом и вовсе не кому попало, и катит бочку на банк Y, что он позволяет себе самые идиотские кредиты и тем самым расшатывает финансовый рынок. В другом издании банк Y объясняет, что рекламируемые банком X 10% годовых за кредит являются обманом сразу по двум причинам: реальные выплаты по кредиту составят 29%; и во-вторых, этот же банк дает 13% за депозит, что в сочетании с 10% за кредит является грубым попранием основ банковского дела. Реальных названий банков я не скажу, не в них дело...

Как еще выяснилось, у пары моих знакомых город Челябинск ассоциируется с ядерным производством. Пришлось одного успокоить, что непосредственно в городе ядерного ничего такого нет... Второй объяснял, что под Челябинском надо знать, где радиоактивная зараза засела (особенно после аварии на "Маяке"), и если поедешь на природу, куда не надо, то наступит пипец...

PS. Работу в Челябинске я пока что не нашел. Прожил там 2.5 недели. Пока что. От результатов поисков работы счас зависит, возобновится ли мое проживание в этом хорошем городе. Счас склоняюсь к тому, что не надо.

PPS. Этот пост - тысячный в моем ЖЖ.



(Post a new comment)


[info]_lenhen
2006-08-02 04:30 pm UTC (link)
Калининский, а не Кировский:)

с уважением,

(Reply to this)(Thread)


[info]nestor_asa
2006-08-02 06:20 pm UTC (link)
Спасибо, поправил - что-то у меня в мозгах замкнуло во время написания поста...

(Reply to this)(Parent)


[info]fonon
2006-08-02 04:36 pm UTC (link)
А чем была вызвана идея переезда, если не секрет?

(Reply to this)(Thread)


[info]nestor_asa
2006-08-02 06:21 pm UTC (link)
Ответил скрытым комментом.

(Reply to this)(Parent)


[info]alex_kraft
2006-08-02 05:00 pm UTC (link)
Очень интересно почитать про наш областной центр. Кстати, вспомнился случай, когда я в детстве еще ехал на маршрутном такси в Миассе. Тогда это был РАФик, и проезд стоил 15 копеек. ГАЗели сейчас одни из популярных машин в России, хотя, скажем, мягкостью особо не отличаются.

(Reply to this)(Thread)


[info]nestor_asa
2006-08-02 06:49 pm UTC (link)
Представь себе, я тоже. В середине 80-х (с мамой) в Москве однажды съездил на маршрутном такси, который тоже был РАФиком...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]apdistinct
2006-08-03 01:23 am UTC (link)
Пардон, а тогда просто не было других микроавтобусов! Для пасажирских перевозок. УАЗиков-батонов тогда было мало и не для рейсовых маршрутов их делали...

(Reply to this)(Parent)


[info]k48
2006-08-02 05:34 pm UTC (link)
Насчет маршруток. Это больной вопрос ))

Некоторые товарищи ругаются, мол, маршрутки - "гробы на колесах", якобы множество аварий из-за них, и мол, водители грубы.

Продвинутые люди в основной своей массе юзают маршрутки, и я в том числе. Это, во-первых, намного быстрее (пешком я иду до универа час, на троллейбусе - 40 минут, на маршрутке от 15 минут ночью до 25 днем, в пробках). Во-вторых, нет вонючих бабок, пролетариев, стервозных кондукторов и прочей нечисти. Даже так приятно посмотреть на людей, которые в маршрутках ездят. В общем, это стоит разницы в два рубля в стоимости проезда.

Еще у многих рассеянных девиц из моей группы регулярно воруют кошельки и телефоны - в маршрутках такого не случается.

Потом, толкаться в машрутках приходится редко, а если приходится, это во всяком случае удобней, чем толкаться в автобусе. Да и вообще - кто-нибудь выйдет - сразу садишься.

То же самое с оплатой за квартиру, к примеру - проще заплатить через тырнет, чем стоять час в очереди на почте среди постоянно скандалящего быдла.

Да, кстати, это стоит упоминания - наш местный банк, "Челябинцестбанк", имеет город (но черт, удобно блин!) по полной программе: безналичная оплата в транспорте, стипендии и кое-где зарплаты перечисляют на дебетные карты, и т.п.; можно платить за телефон, квартиру, тырнет либо через их банкоматы (хотя я предпочитаю "тумбочки" - автомат, куда вставляются наличные), либо через тырнет.

(Reply to this)(Thread)


[info]nestor_asa
2006-08-02 06:19 pm UTC (link)
По маршруткам полностью согласен. В том числе и насчет публики. Я тоже согласен переплачивать 2-4 рубля за скорость.

(Reply to this)(Parent)


[info]balkis_shumla
2006-08-02 10:45 pm UTC (link)
с возвращением :)))
я не поняла, - ты склоняешься тому, что не вернешься в Челябинск?

(Reply to this)(Thread)


[info]nestor_asa
2006-08-03 09:32 am UTC (link)
Верно поняла.

(Reply to this)(Parent)


[info]velga
2006-08-03 03:57 am UTC (link)
Запрещение комментариев в коммьюнити chelyabinsk - не приветствуется.
Отредактируйте пост, пожалуйста.

С уважением,
Модератор

(Reply to this)


[info]apdistinct
2006-08-03 04:09 am UTC (link)
С круглым числом!

(Reply to this)

Небольшая заметка по поводу транспорта в Челябинске
[info]djoa
2006-08-03 09:50 am UTC (link)
Хммм... Я живу в Челябинске. Но езжу на разном транспорте, когда как удобнее. На маршрутках обычно быстрее, особенно если пробки на дорогах - машине проще их преодолеть, чем троллейбусу или даже автобусу. К тому же автобусные маршруты зачастую неудобны - приходится ездить с пересадкой. Так что для меня маршрутки существуют не потому, что это модно. Этой модой переболели тогда, когда они только появились (я же на них начала ездить не так давно), и она быстро стихла. Любой транспорт удобен, если он комфортен и доставляет быстро туда, куда необходимо попасть. А автобусы сейчас - старьё; троллейбусы немногим лучше (хотя я их предпочитаю, да ещё трамваи), а маршрутки хоть более или менее соответствуют... Думаю, много кто этим руководствуется, а вовсе не модой. Когда люди спешат, им вряд ли до моды. :)

(Reply to this)(Thread)

Re: Небольшая заметка по поводу транспорта в Челябинске
[info]nestor_asa
2006-08-03 12:31 pm UTC (link)
Я бы сказал так: спешить модно :)
Поэтому и маршрутки, что на них действительно быстрее.
Но вы оговорились ;)
"А автобусы сейчас - старьё;" - эту фразу можно понять и так, что автобусы вышли из моды ;)
Хотя вы наверно имели в виду, что автобусы в основе своей Икарусы производства 80-х годов.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Небольшая заметка по поводу транспорта в Челябинске
[info]djoa
2006-08-06 08:15 am UTC (link)
Кому-то, может, и модно спешить. А кому-то нужно вовремя на работу из другого конца города приехать. К тому же времени всем жалко, я могу понять модность спешки, но мне она кажется глупой - просто жалко тратить время (час или два) на поездку, когда день и так короткий. Вот когда человек едет одну остановку да ещё и на маршрутке, тогда можно говорить о моде, куда полезнее было бы пройтись пешком. Но я езжу в маршрутках довольно часто и могу точно сказать, что люди едут долго, таких вот модников не встречала.
А автобусы в буквальном смысле старьё, я не оговорилась. Они ржавые, едут с диким шумом. И ездить на них, возможно, даже опасно.
Вы удивительно видите во всём моду.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Небольшая заметка по поводу транспорта в Челябинске
[info]nestor_asa
2006-08-06 11:22 am UTC (link)
"Вы удивительно видите во всём моду." - это скорее к автору фельетона, чем к мне ;)
В целом я спорю из желания придать мыслям большую ясность. Повторюсь, согласен с вашими замечаниями - маршрутки действительно практичнее. Например, 76-й маршрут действительно сберег мне немало времени по сравнению с 17 троллейбусом.

(Reply to this)(Parent)


[info]matperez
2006-08-09 03:25 am UTC (link)
Хорошо пишешь.
На вскидку, не согласен с твоим мнением о маршрутном такси. Это не просто модный транспорт. Он тише, чище, быстрее и, часто бывает, дешевле, чем общественный транспорт. Вот.

(Reply to this)(Thread)


[info]nestor_asa
2006-08-09 02:01 pm UTC (link)
Спасибо.

Похоже, мне не удалось в заметке отделить мнение фельетониста о маршрутках от собственного. Я же ими пользовался, и часто - иначе откуда бы у меня дома взялась привычка останавливать автобусы? :)

(Reply to this)(Parent)

Забавно)
[info]matperez
2006-08-09 03:27 am UTC (link)
Всем городом на защиту маршруток! )))

(Reply to this)


[info]maxiller
2006-08-09 04:10 am UTC (link)
Мне нравится этот город. Небольшой. Сегодняшнему мэру респект и уважуха за дороги. Просто покататься по городу ночью - одно удовольствие.
Челябинск - мой город.

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…