Ходячее н. (nestor_asa) wrote,
Ходячее н.
nestor_asa

Мои станции московского метро: Арбатско-Покровская и Филевская линии

Продолжаю тему ассоциативных воспоминаний про метро. Старые посты: Сокольническая Замоскворецкая и Каховская

На долю Арбатско-Покровской линии пришлись мои годы самостоятельной жизни в Москве, когда я учился в Бауманке. Так как общежитие было рядом с вузом, то неудивительно, что с синей линией связано больше всего "магазинно-бытовых" воспоминаний.

Щелковская. Автовокзал? Да не нужен он мне был. Поэтому основной причиной, по которой я сюда приезжал, был универмаг "Первомайский". Подозреваю, что АПЛ специально завернули в сторону от метро Первомайской не только из-за автовокзала, но и ради этого универмага, на линии больше нет подобного ему.
А на улице Уральской живет товарищ по учебе, чей день рождения в феврале 1996 года плавно перешел в доставку напившегося вхлам однокашника в город Подольск. Везли втроем, все приключение от обеда растянулось до полуночи...

Первомайская. Мне она запомнилась кучей продовольственных и специализированных промтоварных магазинов. А еще я любил сесть у себя на Бауманской на 22 троллейбус и кататься на нем до Первомайской. По прямой. Было больше 20 остановок. Не помню все их названия, но особенно хорошо было перечисление Парковых улиц ближе к концу, оно звучало как финальный рефрен в общем перечислении: "Первая Парковая", "метро Измайловская" (она же Третья Парковая), "Пятая Парковая", "Седьмая Парковая", "метро Первомайская" (она же Девятая Парковая). Может дико, но мне нравилось именно нумерование улиц в конце маршрута. Что-то подобное проделывал пару раз на 32 или 41 троллейбусах по Щелковскому шоссе от Черкизовской до Щелковской.

Измайловская. Наземная станция. Часто туда ездил на оптовый продуктовый базар. Сейчас вроде таких не осталось (разогнали и заставили перейти под крытые помещения), а тогда они представляли собой ряды больших контейнеров для перевозки (три контейнера = одна железнодорожная платформа), и в них сидели один-два-три человека, на дверях - образцы продуктов (и иногда не только), а унутре - склад :) Еще место было примечатльно, что чуть дальше, по Измайловскому проспекту, - общежития Бауманки. Номера 4, 5, 6, 8, и 9-е, и все они хорошо просматриваются прямо из вагона метро, когда отъезжаешь от Измайловской в сторону Первомайской, пока не въедешь в "ворота в землю", они - по следующему кварталу сразу после общежитий. А во одном из них - вузовский профилакторий. Довелось там немного пожить, с окнами на метро. Заметил, что около двух ночи проезжают пустые поезда в сторону Первомайской, и ни одного в обратную сторону.
С профилакторием также связана одна неприятная история. Он был на втором этаже, а на первом окна были зарешечены, и решетки доставали до балконов второго. Так что не удивительно, что кому-то ночью приспичило забраться по решетке через мой открытый балкон, зайти в общий коридор и выбросить в окно телевизор. Проснулся я только от зашедшей милиции, которая ловила хулигана. Мне в глаза никаких претензий не предъявляли, но потом еще долго смотрели искоса.

Измайловский парк (ой, тьфу, теперь Партизанская). Стадион. О прилегающем к стадиону вещевом базаре я уже рассказал в очерке про Сокольническую линию. Гостиничный комплекс, надо сказать, выглядит вполне величественно. По большей части мне там делать было нечего. Более интересна третья колея самой станции, средняя. Она достаточно часто используется, в основном для высадки пассажиров перед депо (непосредственно перед Измайловской). Мне тоже довелось несколько раз приезжать на нее, а однажды был свидетелем, как несколько раз подряд поезд приезжал от Семеновской на среднюю колею, пассажиров выгоняли, тут же загоняли других, и он уезжал обратно на Семеновскую. Спросил дежурного по станции, тот объяснил, что произошел сбой графика и его так восстанавливают.

Семеновская. Ничего толком про нее не скажу. Дельфинарий - это где-то рядом по полдороге к Измайловскому парку? Счас ее на ремонт закрыли...

Электрозаводская. С одноименной железнодорожней станцией. В мое время там был очень хороший хозяйственный магазин. Кроме того, это ближайшая станция к спорткомлексу Бауманки (на набережной Яузы), и те, кто жили не в общежитии на Бауманской, ездили в спорткомплекс через нее. В любом случае, станция для меня ассоциируется с рекой Яузой и ее набережной.

Бауманская. Альма-матер. Общежитие. Рынок. Бакунинская улица. Спартаковская улица. Бауманская улицы. Большая и Малая почтовые улицы. Елоховский кафедральный (тогда) собор. Да много что... По ул. Ладожской был прикольный магазин, специализировавшийся на молокопродуктах и яйце. Кроме колбасы, больше ничего там не продавали. Мне он запомнился, потому что в нем на стене так, чтобы с улицы было хорошо видно, вывешены ценники на яйца и молоко. Их и в самом деле было хорошо видно. Можно было пройти мимо, посмотреть в окно и решить, стоит ли заходить в него. Чаще всего стоило, так как продукты были дешевые.
А еще на стене этой станции на мраморной стене вручную вырезана загадочная надпись: "14/11/1946 - 15/12/1954". Подробнее: Станция метро Бауманская, даты (проект "ANAГKH"), особенно если у вас есть информация о происхождении надписи.

Курская. Курский вокзал. Садовое кольцо. Специально ничего там не делал, только пешком приходил иногда, гуляя по ул. Казакова. Ну еще встречал знакомых на поезде и сам когда-то уезжал на юг или (однажды) в Подольск (см. выше про Щелковскую). Курский вокзал - промежуточный (стоянка 40 минут) для моего поезда в Санкт-Петербург.

Площадь Революции. Эту центральную станцию часто называют "самой сталинской", намекая, что на ней все статуэтки (по углам пилонов) сидят. Среди них есть фигура то ли красноармейца, то ли пограничника, с собакой. Существует студенческая легенда, что этой собаке нужно потереть нос, чтобы успешно сдать экзамен. Какой именно из четырех, легенда не уточняет, поэтому нос отполирован до блеска на всех четырех статуэтках. Еще иногда кто-то периодически отпиливает пистолет.
А сверху станция мне помнится тем, что от нее хорошая дорога на Пироги на Николськой, где концерт в компании некоторых ЖЖистов мне особо запомнился.
Но лучше всех история про цветной ксерокс. В начале 1995 года в одной из контор по Богоявленскому переулку я узрел услугу цветного ксерокопирования и как дополнительную услугу, составление календарей из фотографий заказчика. А что, идея! Достал фотку девочек, с которыми дружил в общежитии, скопировал с нею календарь, получился отличный подарок на 8 марта: календарь на год, а в центре - они самые. Они потом еще полгода у меня допытывались, как мне удалось изготовить такое, но я не раскололся.
Думаю, что и сейчас цветной ксерокс - это круто. Много ли вы видели пунктов цветного ксерокопирования?

Александровский сад. А счас перескочу на Филевскую линию. Эта станция уникальная тем, что перрон на ней не прямый, а с изгибом. Иначе ее нельзя было вписать в ответвление от Сокольнической линии. Как эта станция работает (поезд приезжает, всех высаживает и снова принимает садящихся), знают практически все москвичи, а наверху все то же самое, что и у Библиотеки им. Ленина...

Арбатская-АПЛ. Одна из самых красивых и длинных станций во всем метро. Настолько красивая, что киевляне даже использовали ее в рекламе мобильной связи в киевском метро. И столь сакральные места у меня в первую очередь ассоциируются именно с Арбатом, Воздвиженкой, уже снесенным Военторгом, Моховой и т.д.

Арбатская-Филевская. Не очень приметная станция обладает важным преимуществом - она расположена напротив того самого ресторана "Прага", где Киса Воробьянинов прогулял 200 рублей. Ресторан этот разделяет начало улиц Арбат и Новый Арбат. Добро пожаловать на пешую прогулку!
Еще мне запомнилось, как я от Смоленской-Филевской проезжал с одним знакомым, который на этой самой Смоленской жил (Глазовский переулок). Так вот, доехали мы один перегон до Арбатской-Филевской, и он пошел на выход. "Ты куда?" "Это же Арбатская, пересадка!" И почему Лужков их никак не переименует, вон как лихо с Измайловским парком обошелся.

Смоленская-АПЛ. А здесь Арбат заканчивается Макдональдсом, одним из первых, Садовым кольцом, МИДом, Денежным переулком (бывшая ул. Веснина), домом Поливанова на углу Денежного и Глазовского (бывшей ул. Луначарского). Именно там под проливным дождем около 19 часов 30 июля 2004 года состоялась моя первая встреча с mkn, но тогда я не знал, что это именно они...

Смоленская-Филевская. А вот эта станция, которую снизу испортили дурацкими светильниками-пропеллерами, а сверху торговыми рядами, так что вход и не сразу найдешь, наиболее близка к собственно Смоленской площади, ибо находится по нужную сторону Садового кольца. Но из каждого посещения этого района всегда складывалось впечатление, что вход на эту станцию невозможно найти, если заранее не знать точно, где же он. В общем, я бы присудил ей первый приз по неприметности.

Киевские-АПЛ, Филевская. Эти две станции объединю в одну. Ибо ассоциация у них общая. В первую очередь это муравейник, где всегда запруженные переходы. Намного более запруженные, чем на других вокзальных станциях, даже Белорусская и Комсомольская им уступают. Сверху не легче, до Дорогомиловской улицы еще идти и идти надо. Вот только на собственно Киевский вокзал и без проблем пришел.

Парк Победы. Ну что. Новая станция. Посему был на ней только один раз, и то специально проездом, чтобы посмотреть. Очень разочаровали рисунки Церетели. Как у него губы на лицах прорисованы, ужас. Становится понятным, почему кричит девочка на плече у солдата. АПЛ пока что ею заканчивается, но ее дальше строят, и что дальше будет, никто пока достоверно не знает.

Студенческая. Вот мы и вырвались на землю из душных объятий Киевской-Филевской и полюбовались на железнодорожные пути от Киевского вокзала. Справедливости ради надо сказать, что между Киевской и Смоленской (филевскими) тоже есть наземной участок, с которого можно во все стороны полюбоваться видами на Москву-реку, МИД, гостиницу "Украина", Белый Дом, и бывшее здание СЭВ.

Кутузовская. Выехали на Кутузовский проспект. Оттуда раньше троллейбусом добирался до Парка победы, пока одноименной станции еще не было.

Фили. Это одна из тех станций, которые я помню с раннего детства. К сожалению, не помню, куда и как ходили.

Багратионовская. Тот самый товарищ, с которым встречал Новый 1995 год в Переделкино, в середине 96 года перехал в дом по улице Барклая на расстоянии пяти минут ходьбы от станции...

Филевский Парк. Какой парк, вы о чем говорите? :) Чем на север, лучше уж по Минской улице на юг добраться до окончания Парка Победы... Кстати, автобус 130 там начинается. Маршрут этот нравится тем, что опоясывает добрую четверть круга до Новых Черемушек по улицам, которые могли бы составить гипотетическое Четвертое кольцо.

Пионерская, Кунцевская, Молодежная, Крылатское объединяю все в одно целое, ибо по ним я ездил только один раз в жизни, в 1995 году, специально посмотреть эти станции и тем самым полностью покрыть все существовавшие тогда 150 станций.
Tags: МГТУ, Москва, летопись, метро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments