Ходячее н. (nestor_asa) wrote,
Ходячее н.
nestor_asa

История США: Заселение колоний

Коли уж речь пошла о том, президент ли сенатор Маккарти, то давайте поговорим про историю Америки и личности президентов.

Уже в 1497 году, спустя 4 года после возвращения первой экспедиции Колумба Англия заявила о своих претензиях на новооткрытые земли, тем более, что в течении 16 века население Британских островов увеличилось вдвое. Но возникновение североамериканских колоний зависело непосредственно от политической воли и расположения английского монарха, и поэтому первое английское поселение на Западе появилось только в 1607 году, когда акционеры лондонской Виргинской компании основали форт Джеймстаун в пределах территории, получившей название Виргиния. Поначалу делами колонии распоряжались губернаторы и совет, назначенные компанией, и в ней не было самоуправления. В 1619 г. в Виргинии возникло представительное управление, и в нее были ввезены и первые черные рабы. Эти два важных, но различавшихся по смыслу события, случившиеся в один и тот же год, определили на долгие времена социально-политическую характеристику Виргинии. Уверовав в право на представительное управление, виргинцы стали проявлять строптивость в отношениях с английским монархом. В 1635 г. виргинская ассамблея сместила со своего поста губернатора, который с 1625 г. назначался королем. Последующие политические события в Англии, такие как революция 1640-х гг., протекторат Кромвеля 1650-х гг. и реставрация Стюартов 1660—1680-х гг., только укрепила колонии в своей убежденности на право самоуправления. В 1675-76 годах конфликт между У. Беркли, бессменным виргинским губернатором эпохи Реставрации, и жителями колонии перерос в вооруженную схватку; ее можно назвать первым вооруженным конфликтом между колониями и Англией.

Кроме колоний, действовавших под эгидой английского правительства, были и самостоятельно основанные. Небольшой отряд «пилигримов» – пуританских сепаратистов, покинувших Англию из-за религиозных преследований, после непродолжительного пребывания в Нидерландах в декабре 1620 года прибыл в Плимут. На прилегающей к побережью залива Массачусетс территории, в 47 км к северу от Плимута, в 1630 поселился более крупный отряд пуритан во главе с Джоном Уинтропом. Оба поселения объединились в 1691 и образовали колонию залива Массачусетс (привет azbukivedi). В 1620-х годах новые поселения возникли также в Нью-Гэмпшире и Мэне (последнее стало частью Массачусетса в 1677 и его обычно не называют в числе первых 13 колоний).

Род-Айленд и Коннектикут стали «отпрысками» колонии залива Массачусетс. В 1635 и 1636 массачусетские поселенцы основали города Уэтерсфилд, Уинсор и Хартфорд в долине р.Коннектикут. Одних сюда привлекли слухи о необычайно плодородных землях, другие, ведомые Томасом Хукером, оставили Массачусетс из-за разногласий с руководителями колонии. Все три города объединились в 1637, а спустя два года приняли хартию «Основные законы Коннектикута», установив свой собственный порядок правления. Карл II в 1662 даровал Коннектикуту хартию на самоопределение, одновременно присоединив к трем городам на р.Коннектикут поселения, основанные в Нью-Хейвене в 1638 Джоном Давенпортом и Теофилом Итоном. Когда пастора-диссидента Роджера Уильямса и его последователей изгнали из Массачусетса, они в 1636 основали поселение Провиденс. Вскоре возникли поселки Портсмут, Ньюпорт и Уоруик, а в 1644 Роджер Уильямс добился хартии, по которой все четыре поселения объединялись в единую колонию Род-Айленд.

Прочие колонии даровались королем (прямо или косвенно) либо единоличному владельцу, либо группе владельцев. Так, Карл II в знак благодарности за поддержку во время гражданской войны в Англии даровал в 1663 восьмерым своим друзьям огромную территорию Каролины, впоследствии поделенную на Северную и Южную Каролину. В следующем году он подарил своему брату, герцогу Йоркскому, территорию, включавшую колонию Новые Нидерланды, которую голландцы начали заселять с 1624. Герцог Йоркский, в честь которого была переименована колония, отобрал у голландцев эти земли. Вот так Нью-Амстердам стал Нью-Йорком.

***

Важно отметить, что пуританам, заселившим Плимут, очень повезло. Высадившихся на берег пассажиров поразила санитарно-эпидемиологическая обстановка местности: в близлежащих лесах повсеместно лежали трупы умерших от эпидемии туземцев. Заразу занесли белые рыбаки (по другой версии – экспедиция французских картографов под руководством Шамплейна, Champlein). Из проживавших здесь 2000 индейцев туземного поселения уцелело лишь 50. Деморализованные туземцы перешли под покровительство белых.
Таким образом, в округе на несколько сот квадратных километров, по сути, не было индейцев. Переселенцы нашли готовые поля, вещи и припасы, и только одному Богу ведомо, как сложилась бы ситуация, если бы все эти воинственные (подчеркну, ВОИНСТВЕННЫЕ!) индейцы были живы...

Понятное дело, это произошло, потому что вместе с европейцами на континенте появились невиданные прежде болезни, ставшие для местного населения поистине катастрофой. Переселенцы, глядя на трупы индейцев, устилавших побережье, задавались вопросом: почему Бог насылает на туземцев эти страшные болезни?

Эпидемия в Новой Англии выкосила значительное число местного населения. Всего в этом районе в 1600 году насчитывалось по весьма приблизительным данным до 70000 человек, через несколько лет из-за болезней население сокращается до 12000. Ввиду своей малочисленности индейцы не препятствовали переселенцам. Но в других местах, разумеется, возникали проблемы.

Важно отметить, что в результате колонизации в соприкосновение вошли два мира с совершенно разной социальной динамикой. Встреча индейцев и европейцев вызвала многочисленные цивилизационные конфликты. О гармоничной интеграции двух культур не могло быть и речи, поскольку каждая из сторон полагала приемлемым только свой образ жизни. Сегодня переселению европейцев модно давать гуманистическую моральную оценку. Белых обвиняют в том, что они: 1) переселились; 2) по переселении не уподобились индейцам, не приняли индейскую культуру и религию. В действительности легендарные пуритане составляли значительно меньшую часть поселенцев, и многие события, произошедшие в Америке, к ним совершенно не относятся. Отметим и то, что пуритане не считали индейцев врагами, только неоднократные нападения индейцев на их поселения заставили колонистов взяться за оружие.

Представьте, какое смущение охватило переселенцев, людей Библии, при встрече с новыми народами: встреченные ими «языки» не были упомянуты в Слове Божием. Тем не менее, они довольно дружелюбно общались с туземцами. Вместе с тем, в целях безопасности колонисты приняли решение не продавать индейцам алкоголь и боеприпасы. По своему отношению к белым индейцев можно было разделить на три группы. Одни поселились в городах, приняли культуру и религию европейцев, другие создали христианизированные поселения (молящиеся поселения) и, наконец, значительная часть индейцев предпочла сохранить свой прежний образ жизни, относясь к белым сообразно понимаемой ими выгоде.

Судебная хроника города Плимут показывает справедливое отношение правосудия пуритан к туземцам. Так, 4 сентября 1638 года четверо жителей города были приговорены к повешению за убийство индейца с целью ограбления. С индейцами, живущими поблизости, городские власти заключили договор о выдаче виновных. Предварительное следствие вел вождь племени. Можно спросить: почему пуритане не принимали во внимание законы индейцев, не жили по ним? Поселенцы ответили бы на это тем, что они предпочитают жить по закону, основанному на Слове Божием. Таковой закон по определению должен превалировать над языческим законом индейских племен.

Однако к середине пятидесятых годов XVII века напряженность во взаимоотношениях поселенцев с индейцами нарастает. С 1660 года в колониях по отношению к индейцам стали применяться более строгие законы. Индейцев признали людьми, упорствующими в своей безнравственности. Жители Плимута искренне удивлялись тому, что туземцы не принимают христианскую религию и общепринятые моральные нормы. Так, поселенцы единодушно отмечают, что честность не была сильной стороной индейцев, они брали в долг и не отдавали. В отличие от белых, индейцы повсеместно уклонялись от выплаты штрафов, налагаемых по приговору суда. За это суды приговаривали неплательщиков к ссылке на остров Барбадос. К сожалению, встречались и более серьезные преступления. Нередки были случаи, когда индейцы предпочитали торговле и обмену воровство и разбой, и это считалось у них не преступлением, а доблестным поведением настоящего мужчины.

***

Индейцы нередко продавали свои земли. Почему они это делали? Во-первых, у них была сильна вера в то, что бледнолицые пришельцы рано или поздно сгинут. Во-вторых, и это главное, индейцы не имели понятия о собственности на землю. Они думали, что продают право на использование земли, но не саму землю. То есть они давали разрешение белым поселяться и сажать свои огороды, но не понимали, что при этом сами теряют право находиться и охотиться на земле «своих предков». До сознания индейцев не доходило, что после того как их вождь поставил на бумаге какую-то «закорючку», земля полностью отходила от племени. И поскольку после продажи их на землю уже не пускали, это вызывало столкновения.

Отсутствие развитого института частной собственности на землю в немалой степени объясняется тем, что большая часть индейцев не занималась сельским хозяйством, а потому они и не нуждались в подобном праве. Лишь некоторые племена (в частности, чероки и семинолы) имели довольные развития понятия о частной собственности на землю.

Для индейцев земли были прежде всего охотничьими угодьями. В глазах же колонистов индейские охотники вообще не имели прав на землю, поскольку не трудились на ней. Не пахали, не сеяли, не пололи сорняки. Колонисты своим потом поливают доставшуюся им землю, а индейцы лишь охотятся, что в глазах тружеников не более чем забава, баловство… Но индейцам именно такая жизнь и была по нраву… Как сказал вождь племени Оглала (принадлежит к сиу) по имени Великолепный Конь: «Великий Дух сделал нас пригодными не для работы, но для охоты. Вы, белые люди, можете работать, если хотите. Мы не вмешиваемся в ваши дела, а вы говорите: почему мы не становимся цивилизованными? Мы не хотим вашей цивилизации! Мы будем жить так, как жили наши отцы, и отцы наших отцов».

***

Непросто оценить индейское население. Для этого нам предстояло бы подсчитать количество членов различных племен, проживавших в интересующий нас период (в XVI и в XVII веках) на двух континентах. Возможно, когда-нибудь это удастся. Сегодня мы можем оперировать лишь приблизительными цифрами.

Гуманисты склонны преувеличивать число проживавших в те времена индейцев, за последние десятилетия их численность уже доведена ими до полутора сотен миллионов. Явственно видна тенденция поразить доверчивую публику все большими числами. Делается это не без политических соображений, поскольку сегодня модно изображать пагубное воздействие европейцев на судьбу индейских племен. С большим числом легче доказывать жестокость европейцев, уничтоживших высокоразвитую индейскую цивилизацию. А если мы говорим о высокоразвитой цивилизации, то надо говорить о значительном населении, создавшем ее. Это, в свою очередь, заставляет говорить о высокой цивилизации, ибо только в таком случае можно объяснить, как всем этим миллионам удавалось прокормиться. Число увеличивается год от года...

Уолтер Прескотт показывает число 500 тысяч человек (Северная Америка), Кребер насчитывает 900 тысяч. Другие доводят число туземцев до миллиона. Джеймс Муни насчитывает 1 млн. 152 тыс. в Северной Америке (Аляска, Канада, США и Нью Мексико) ко времени, когда прибыли первые поселенцы. Антрополог Кроуфорд уже полагает, что на двух континентах проживало 44 млн. человек. Говорят и о 112 млн. человек (1492 год) и даже о 140 млн. Впрочем, если вести речь о Северной Америке, большинство все-таки соглашается, что до встречи с европейцами там обитали 8-9 млн. индейцев, большая часть которых проживала на северо-востоке, где легче климатические условия.

К 1650 году в результате массовых эпидемий чумы и оспы индейцев осталось не более 10 процентов. К 1800 в Североамериканских Штатах официально насчитывался 1 млн. индейцев, но следует заметить, что это число не учитывает людей, вышедших из племен, поселившихся в городах, соединившихся семейными узами с белыми.
В 1990 году индейцев США насчитывалось 2 млн. человек. К 2000 году их уже стало 4 млн. Посмотрим, что будет к 2010 году.

***

В сознании наших соотечественников прочно укоренился образ экологически безвредного (точнее, невидимого) для природы индейца, который живет на своей земле, любит ее, заботится о ней. К сожалению, подобное представление далеко от истины. Индейцы систематически практиковали лесные (и степные) пожары. Они устраивали их всюду, куда бы ни приходили. Колонисты отмечали постоянно идущий густой дым, застилающий все вокруг. Зачастую пожары переходили в неистовые пожарища.

Целью пожаров было выжигание лесного кустарника, мешающего гнать зверя. К примеру, делавары поджигали леса для облегчения охоты на оленей. Старались поджигать «грамотно», создавая пожары так называемой низкой интенсивности. В Новой Англии леса поджигались весной и осенью (в сырое время года). Иногда туземцам удавалось удержать пожар (неконтролируемый процесс горения) в определенных рамках, и тогда леса становились похожими на наши городские сосновые рощи, иногда огонь уничтожал все.

Индейцы выжигали лес не только ради охоты, но также для того чтобы легче было передвигаться с поклажей, после пожаров возрастал урожай ягод, а вредных насекомых становилось меньше. В выжженных лесах легче оберегаться от врагов, которым открытое пространство препятствует подкрасться на опасное расстояние. Приведем еще одну причину: на месте выжженного леса земля некоторое время дает хороший урожай. Когда почва истощалась, индейцы выжигали новые участки. После того как индейское племя основательно все вокруг повыжигало, оно переселялось на другое место. (Очевидно, что такой способ ведения сельского хозяйства североамериканскими индейцами не соответствует утверждениям о цивилизации, способной прокормить десятки миллионов человек.)

Подобный способ был известен и на Древней Руси – так называемое огневое земледелие. Кстати, сегодня главная причина частых пожаров на Дальнем Востоке России – умышленные поджоги кустарника и травы местным населением, поскольку после пожарищ быстрее растет ценный папоротник.

Индейцы выжигали миллионы гектаров леса и степи! В лесах, подвергавшихся систематическим выжиганиям, росли преимущественно сосны и дубы, более-менее приспособившиеся к таким условиям. В целом природе причинялся значительный вред, поскольку нарушалась нормальная жизнедеятельность леса, высыхали болота и мелели реки. На пепелищах происходила эрозия почвы, что влекло за собой пыльные бури.
В результате того, что со временем индейцы стали значительно меньше выжигать лесов, в 1800 году северо-восток нынешних США был покрыт лесом значительно более, чем в 1500 году.

Когда речь заходит о знаменитых американских прериях (колоссальном районе, охватывающим значительную часть США), будем иметь в виду, что прерии – тоже результат деятельности человека. Прерии «рукотворны»! Леса, находившиеся на месте прерий, были сожжены индейцами. Следует отметить, что до XVII века на Великой равнине (в прериях) никто не жил постоянно, потому что летом там страшная жара, зимой – снежные бураны. Густой дерн прерий не давал возможности индейцам обрабатывать землю, использовавшим палки-копалки. В прериях безопасная охота на бизонов стала возможна только с появлением у индейцев лошади и ружья, без них неминуемая смерть под копытами разъяренных великанов грозила всякому смельчаку, подошедшему к стаду. Единственным средством, позволявшим индейцам до появления у них лошадей хоть как-то охотиться на бизонов, было все тоже выжигание сухой травы, огонь гнал бизонов на гибельное место. Но этот способ, как вы понимаете, крайне ненадежен, поскольку ветер мог перемениться в любую минуту, и тогда уже охотникам приходилось спасаться бегством.

Когда же белые переселенцы освоили район прерий, и поджоги прекратились, то в течение двух десятилетий прерии с одиноко стоящими там-сям дубами превратились в густые заросли. Экосистема стала меняться буквально на глазах – прерии становились зарослями, саванны – густыми лесами.

***

Но вернемся же к собственно американским колониям.

В период между 1696 и 1763 население 13 колоний выросло с 250 тыс. до 2 млн. человек, удваиваясь каждые 25 лет. Столь стремительный рост нарушил баланс сил в Британской империи. В начале упомянутого периода на каждого американского колониста приходились 17 англичан, но уже к 1776 соотношение снизилось до трех к одному.

В самой Англии разграничительной вехой, очень сильно повлиявшей на Северную Америку, стал 1688 год. Именно тогда английская оппозиция смогла свершить бескровную - «Славную» — революцию, которая во второй раз и уже окончательно освободила Англию от Стюартов. Билль о правах 1689 г. закрепил всю полноту законодательной власти за парламентом, монарх был лишен как запретительного, так и отлагательного вето. Парламент еще больше упрочил свои позиции в 1716 г.. когда расширил срок полномочий палаты общин с трех до семи лет. В целом после 1688 г. соотношение прерогатив представительной и монаршей власти в Англии неуклонно менялось в пользу первой. Иначе обстояли дела в Северной Америке: в отношении нее усилились прерогативы монарха, а власть представительного противовеса в Новом Свете — местных ассамблей — стала ущемляться.

В течении первой половины XVIII века развитие различных идеологий как и в колониях, так и в Англии, в которые сейчас углубляться не будем, привели к обострению в 1760-1770-х годах. Не будем вдаваться в подробности налогообложения метрополией, в частности, в закон о гербовом сборе (1765-1766), пошлины Чарлза Тауншенда (1767-1770), и перейдем сразу к пересмотру чайного налога в 1773.

Новые условия налогообложения рассматривались как часть тщательно спланированной и далеко идущей стратегии имперского господства. Заговорщики полагали, что новые законы и чиновники посягнули на традиционные свободы американцев, против них были брошены части регулярной армии, в столкновениях в Бостоне были убиты пять человек, суды присяжных упразднены, а налоги в третий раз введены без согласия колонистов. Все эти события, вместе взятые, могли означать лишь одно: король и его министры намеревались установить систему абсолютизма в Америке.

Подобные настроения были особенно сильны в Новой Англии. В декабре 1773 несколько колонистов, переодетых индейцами, пробрались на торговые корабли и сбросили 342 сундука с чаем в Бостонскую бухту. В ответ лорд Норт заручился согласием разгневанного парламента на проведение жестких репрессивных мер. Британские законодатели пожалели о своем примирительном решении отменить закон о гербовом сборе и пошлины Тауншенда. В соответствии с репрессивными законами, которые колонисты окрестили «невыносимыми», порт Бостона был закрыт до возмещения убытков за уничтоженный чай, а полномочия самоуправления в Массачусетсе урезаны. Но столь жесткая реакция английского парламента еще теснее сплотила колонистов.

Дух борьбы за общее дело отчетливо проявился на Первом Континентальном конгрессе, собравшемся в Филадельфии в сентябре 1774. Делегаты от Новой Англии предложили принять декларацию прав колоний и ввести экономические санкции против метрополии. Виргинская группа поддержала эти требования, но представители среднеатлантических колоний заняли более осторожную позицию. Джозеф Галлоуэй из Пенсильвании призвал конгресс одобрить план совместного управления колониями королевским генерал-губернатором и избираемым колонистами советом, наделенным всеми полномочиями британской палаты общин. После того как это предложение о создании новой имперской системы было отвергнуто с перевесом в один голос, конгресс обвинил парламент в вынашивании планов порабощения Америки и создал Континентальную ассоциацию для координации соглашений о запрете импортно-экспортных операций с метрополией.

В феврале 1775 лорд Норт выступил с инициативой, аналогичной предложенному Галлоуэем плану. Одновременно он направил генералу Томасу Гейджу в Бостон приказ задержать лидеров массачусетской ассамблеи и уничтожить принадлежащие колонистам склады оружия и боеприпасов. Во исполнение этого приказа английские войска в апреле 1775 выступили маршем на Лексингтон и Конкорд.

Началась война за Независимость Америки.

Источники:
Соединенные Штаты Америки. Начало английской колонизации
ИНДЕЙЦЫ И ЕВРОПЕЙЦЫ: КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ, часть 32 и далее

Продолжение следует...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments